Компоненты психологической безопасности образовательной среды:
- Продуманное пространственное, световое и цветовое оформление среды.
- Свободный доступ к игрушкам и игровым материалам.
- Реализация потребностей ребёнка, в том числе в игре, движении, познавательной активности, общении.
- Ориентация на возрастные физиологические особенности детей, сензитивные периоды развития и возрастные задачи развития.
- Компоненты, стимулирующие интересы и деятельность, собственную активность ребёнка.
- Компоненты, стимулирующие развитие интеллектуального потенциала, творческого, продуктивного мышления ребёнка.
- Поощрительное воздействие (эффективное воздействие педагогами всего спектра поощрения).
Критерии, составляющие психологический комфорт ребёнка в ДОУ.
- Спокойная эмоциональная обстановка. Отсутствие психологического напряжения в семье, оказывает значительное влияние на психологический комфорт ребёнка в ДОУ. Любовь, уважение и понимание родных настраивает ребёнка на открытые, доброжелательные отношения с педагогами и сверстниками в детском саду. Задача педагога - изучить психологическую обстановку в семье через анкетирование, мониторинги; необходимо также учитывать индивидуальные особенности каждой семьи.
- Распорядок дня. Распорядок дня должен быть стабильным. Ребёнок, привыкший к определённому порядку, более уравновешен. Имеет представление о последовательности занятий, смену видов деятельности в течении дня и заранее настраивается на них. Спокойная обстановка жизни, отсутствие спешки, разумная сбалансированность планов взрослых - необходимые условия нормальной жизни и развития детей. В течении дня ни педагог, ни дети не должны чувствовать напряжения от того, что они что то не успевают.
- Обеспечение комфортности предметно-развивающей среды. Предметно-развивающая среда должна соответствовать возрасту и особенностям группы.
- Стиль поведения воспитателя. Воспитатель должен быть спокоен и доброжелателен. Проявлять равное отношение ко все детям. Педагогу необходимо следить за своим психологическим состоянием для того, чтобы предотвратить возможность агрессивных вспышек и усталости.
- Добрые традиции. Чтобы донести до каждого ребёнка, что его ценят наравне со всеми, желательно ввести в жизнь группы некоторые традиции. Такие как дни рождения, "круг хороших воспоминаний", хорошая традиция "вопросительное место" - это стул, на котором наклеен знак вопроса, ребёнок садится на этот стул, показывая, что возник вопрос, задача воспитателя обязательно уделить внимание ребёнку, находящемуся на "вопросительном месте"